ПРИНЦИП РАБОТЫ И СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ СТАРТЕРА
Двигатель внутреннего сгорания начинает самостоятельно работать
при условии, что его коленчатый вал вращается с определенной (пусковой)
частотой, при которой обеспечивается нормальное протекание процессов
смесеобразования, воспламенения и сгорания топлива. Пусковая частота
вращения бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин. У дизелей
необходимо вращать коленчатый вал с большей частотой (100-250 об/мин),
так как при медленном вращении сжимаемый воздух не нагревается до не-
обходимой температуры и топливо, впрыснутое в камеру сгорания, не вос-
пламеняется.Эти частоты вращения взяты для примера при плюсовой температуре
окружающего воздуха. При минусовых температурах скорость вращения необходима
большая.
Стартер - устройство, обеспечивающее вращение коленчатого вала с
пусковой частотой. При прокручивании двигателя стартер должен преодо-
леть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией, а
при включении - и момент инерции вращающихся частей двигателя. Со-
ставляющие, которые определяют развиваемый стартером крутящий мо-
мент, зависят от объема и конструкций двигателя, числа цилиндров, сте-
пени сжатия, вязкости масла и частоты вращения.
Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, механизма
привода и механизма управления. Конструкция электродвигателей почти
одинакова у всех стартеров. Статоры стартеров изготовляются либо из
постоянных магнитов четырех- или шестиполюсными(нового образца)
либо последовательного возбуждения четырехполюсными обмотками. Для
уменьшения частоты вращения якоря в режиме холостого хода применяют
электродвигатели смешанного возбуждения.
Передача крутящего момента от стартера к коленчатому валу осущест-
вляется через шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым венцом
маховика. Для увеличения крутящего момента на коленчатом валу приме-
няется понижающая передача с передаточным числом 10-15.
Шестерня стартера должна находиться в зацеплении с зубчатым вен-
цом только во время пуска двигателя. Для этого шестерня и вал электро-
двигателя снабжены шлицами, которые допускают осевое перемещение
шестерни по валу для сцепления и расцепления ее с зубчатым венцом махо-
вика. Перемещение шестерни в современных стартерах осуществляется
электромагнитным реле, подвижной сердечник которого через рычаг пере-
дает на шестерню осевое усилие. Работой электромагнитного реле управ-
ляет водитель через замок зажигания и разгрузочное реле.
После пуска частота вращения коленчатого вала достигает 1000 об/мин.
Если при этом вращение будет передаваться на якорь стартера, его частота
вращения повысится до 10000-15000 об/мин. Даже при кратковременном
увеличении частоты вращения якоря до такой величины (пока водитель не
отключит стартер) возможен разнос якоря. Для предохранения якоря стар-
тера от разноса усилие от вала якоря к шестерне привода у большинства
стартеров передается через муфту свободного хода (бендикс). Муфта обеспечивает
передачу крутящего момента только в одном направлении - от вала якоря к
маховику.
На автомобилях применяют стартеры с электромагнитным включением и
дистанционным управлением. Принцип работы стартера заключается в
следующем: При замыкании контактов замка зажигания по втягивающей
обмотке электромагнита протекает ток, плунжер электромагнита
втягивается и включается удерживающая обмотка электромагнита.
плунжер электромагнита и соединенный с ним рычаг (вилка) перемещает
шестерню бендикса. Одновременно плунжер давит на пластину, которая в
момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты.
Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и
якорь начинает вращаться.
Схема включения стартера
После пуска двигателя водитель с помощью замка зажигания разрывает цепь 50 обмотки электромагнита. Под действием пружины размыкаются контакты электромагнита, и шестерня бендикса возвращается в исходное положение.